Образовательные стандарты

Прежде статус дошкольного образования не был определен, и юридически оно не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло к нему относиться по достаточному принципу. Исходя их этого, Стандарт определяет цели и задачи.

Цели: повышение социального статуса дошкольного образования, получение качественного образования.

Задачи: обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

  • консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
  • информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность о целях дошкольного образования;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросы, связанные с реализацией Программы.
  • обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?

Стандарт – это совокупность обязательных требований:

  • к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему,
  • к условиям реализации образовательной программы,
  • к результатам освоения образовательной программы,

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы для утверждения. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.

Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются –образовательными областями:

  • социально- коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно- эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Образовательные области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части рекомендуется не менее 60%; части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%.

Стандарт дошкольного образования призван нормативно обеспечить, государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В стандарте сформулированы требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

Требования к психолого-педагогическим условиям следующие:

  • уважение к человеческому достоинству детей,
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей,
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Требования к материально – техническим условиям: оборудование (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилам пожарной безопасности.

Стандарт предъявляет требования к предметно-пространственной развивающей среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Кадровые условия предполагают непрерывное совершенствование профессии «Воспитатель» в овладении педагогическими технологиями. По закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог должен каждые три года проходить курсы повышения квалификации.

Финансовое обеспечение гарантирует получение бесплатного дошкольного образования и способствует реализации образовательной программы.

Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров, в которых нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.

Задача дошкольного образования – сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть основными уровнями направления дошкольного образования, которые прописаны в статье 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Характеристики целевых ориентиров:

  • инициативность и самостоятельность ребенка;
  • уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим;
  • активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность;
  • способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

В стандарте определены принципы, из которых самый важный – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Дошкольное детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка- дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности — игру.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»