Адаптация

Адаптация — это сложный процесс приспособления организма к новым жизненным условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Для любого ребенка поступление в детский сад является трудным шагом, жизнь взрослых и детей значительно меняется.

Наблюдение проводилось с октября по декабрь.

В младшей группе проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:

  • эмоциональное состояние;
  • социальные контакты с взрослыми и детьми;- познавательная и игровая деятельность;
  • реакция на изменение привычной ситуации.

Различаются три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 15-20 дней.

При средней степени адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Настроение неустойчивое. Эмоциональное состояние нестабильное. Но при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную активность.

Тяжелая степень адаптации происходит более одного месяца и может затянуться до полугода. Длительные и тяжелые заболевания. Активное эмоциональное состояние (плач, крик), либо наоборот тихий плач, подавленность.

u тяжелая адаптация – наблюдалась у 16% детей, для них были характерны следующие показатели поведения: слезы, плач при уходе близких, бездеятельностно — негативное отношение к воспитателю, взаимоотношения со сверстниками отсутствовали, имели место речевые высказывания: «Хочу домой», «Где моя мама?», радость при возвращении близких, преобладала потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем.

u адаптация средней тяжести — у 42% детей, у них при расставании с родными наблюдались плач, слезы, эта реакция на расставание с близкими повторялась на следующий день. Постепенно в течение дня эмоциональный контакт с воспитателем налаживался, хотя эмоциональное состояние у детей оставалось неуравновешенным: при отсутствии воспитателя начинали плакать или проявляли явную готовность заплакать. Дети проявляли интерес к предложенной воспитателем деятельности, наблюдали за действиями взрослого, отвечали на вопросы взрослого, сверстников в группе сторонились. Содержание потребности в общении: потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.

u легкая адаптация – наблюдалась у 42% детей, для них было характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, охотно шли на контакт с воспитателем, включались в предметную и игровую деятельность, с другими детьми контактировали, но редко и кратковременно, была сформирована потребность в общении с взрослыми на познавательные темы.

В течение адаптационного периода осуществлялась тесная связь с педагогом, родителями. Проводилисьзанятия в сенсорной комнате.

В процессе анализа проведенной работы были получены следующие результаты: наблюдалась положительная динамика в адаптации детей к условиям детского сада. Определение уровня адаптации проводилась дважды в течение первого месяца посещения детьми детского сада. Результаты диагностики позволили отследить динамику прохождения детьми острой фазы адаптационного процесса. Спустя месяц после поступления, т.е. в конце острой фазы, была проведена контрольная диагностика, которая показала положительную динамику в адаптации детей к условиям детского сада:

группа детей с тяжелой адаптацией — 0%,

группа детей со средней адаптацией — 30%,

группа детей с легкой адаптацией -70%.